Этот кусочек нашего сайта - как отдельная комната, где можно уединиться, будто листая страницы книги, задерживая взгляд на картинках, которые вызвали приятные ассоциации и тёплые чувства, загибая уголки на листах с мыслями, которые хочется сохранить. Эта статья особенно похожа на такую комнату с приглушённым светом, где живёт творчество. Историю про Машу и её "Дом сердца" рассказала наш друг Лена.
Проникнуть в тот уголок, где живет мастер и где рождается его творчество - редкая удача. Погружение в мир Маши стало настоящим открытием. Изначально наши планы касались съёмки ее керамических изделий, но разговор плавно перешёл к иллюстрации..
Керамика и картины, которые создает Маша, словно заимствуют палитру и текстуры у самой природы. Мы поговорили о том, как появилась её необычная техника создания иллюстраций.
- Маша, ты всегда занималась творчеством?
- Да, я всегда была фрилансером. И всё началось с иллюстрации. В самом начале своего пути я думала, что рисую “картинки” и только потом узнала, что это иллюстрации. ( Улыбается). Да.
- Как ты развивала свой стиль или подход к творчеству с течением времени? Есть ли какие-то изменения или этапы, которые были особенно значимыми?
- Я люблю путешествовать. Природа в целом меня очень вдохновляет. Конечно, я люблю город и это несомненно отразилось в моем творчестве. Он для меня как живой, личность. И последние мои работы - это про Петербург. Еще я люблю тишину, особенно в последний год - всё, что мне хотелось, просто гулять и созерцать вокруг.
Одним из важных этапов, когда произошла своего рода инициация, была поездка в Италию. Именно тогда ко мне пришли будущие формы и сюжеты, которые я буду использовать. Уже после путешествия я осознала насколько это потрясающая земля, и мне стало понятно, почему ещё в царское время художники стремились туда попасть. Сама земля, города перенасыщены этой культурой, которая независимо от твоего желания в тебя заходит.. Я очень люблю итальянских иллюстраторов, потому что они хранят в себе графический и визуальный код, который вырабатывался веками. Тогда я стала печатать первые открытки. Это было 7 лет назад.
Следующим этапом стало погружение в керамику, я стала работать с формой.
Если поближе посмотреть на мои работы, то можно увидеть, что это природные цвета, и фактура природная: земля, песок, сухая трава.
- Расскажи нам про свою технику в новых работах.
- Все эти работы были созданы в новой технике для меня. Я использую сухой материал, который раньше обходила стороной. Я стала сочетать его с водой. Сначала работаю всухую, а потом беру широкую кисть и стараюсь в несколько мазков (особенно это заметно на некоторых моих работах) провести по основным формам водой. От того, что я использую не специальную акварельную бумагу, остаются лужицы, и благодаря этому, получаются красивые разводы.
Я даже не помню как это произошло, это было в каком-то потоке.. После того, как я попробовала, буквально за две-три недели сделала все свои работы. У меня бывали такие дни - как только я просыпалась, перебиралась на пол и начинала работать. Я работала на полу. Когда я рисовала последнюю работу у меня было ощущение, что её надо закончить как можно быстрее, а то “портал” закроется.
Когда я рисовала я ощущала, что эти образы внутри меня, я их чувствовала. Именно поэтому у них в основном темный фон, он как будто затягивал меня внутрь себя самой, и оттуда что-то рождалось. Основные темы две - это фигуры и вода, и какое-то особое состояние.
Эта техника меня выбрала. Она требует ясного движения, ты не можешь долго сидеть и вымучивать результат. Когда ты берешь воду, надо быть чётким в своих движениях и не бояться. В тот момент мне подсознательно хотелось какого-то решительного акта.
- На твоих работах часто можно увидеть домики, птиц, а тут я вижу камень?
- Да, так и есть. Это сапфир. На эту работу меня вдохновило творчество французского поэта символиста начала двадцатого века Поля Элюара. У него есть стихотворение про крылатых богов, держащих в руках сапфир, и там говорится примерно так: “ничто не существует, есть только полет.” Тогда мне очень понравилось это сравнение, и я сразу представила себе пространство, в котором существуют эти боги. Так появилась работа “Сапфир”.
“Дождливые, медлительные дни,
Дни треснувших зеркал, потерянных иголок,
Дни тяжких век в ограде горизонта,
Часов безликих дни, глухого плена дни.
Мой дух, ещё вчера сверкавший
В густой листве, — сегодня гол, как чувство,
И позабыл зарю, и головой поник,
Глядит на плоть свою, послушную, чужую.
Однако видел я прекрасные глаза
Серебряных богов, в руках сапфир державших,
Да, истинных богов, крылатых птиц Земли
И ясных вод, я видел их, я видел.
И крылья их — мои. Ничто во всей Вселенной
Не существует, только их полёт,
И он мои печали прочь несёт,
Полёт планет, Земли, и звёзд полёт, и камня,
И мысль моя на жизни и на смерти —
На двух крылах, на двух волнах плывёт.”
- Как появилось твое увлечение бисером? (Украшение, которое вы видите на Маше в кадре, она делала сама)
- Мне всегда хотелось иметь дело с которым можно легко перемещаться, так и появилось это увлечение.
- Твоя художественная манера легко узнаваема. На протяжении долгих лет мы встречаем твои работы в “Подписных изданиях”, видели твою афишу для фестиваля керамики Ceramania. Что ты можешь сама сказать о своем стиле?
- Да, так и есть, если не ошибаюсь в "Подписных" я с 2013 года. То есть, магазин стал своего рода свидетелем развития моего творческого стиля и его трансформаций.
В керамике у меня тоже очень сильно поменялся стиль за это время. Раньше мне не хотелось делать нефункциональные вещи, а теперь мне нравится делать, например, большие вазы, либо какие-то объекты.
- Что ты чувствуешь, когда работаешь?
- Когда ты находишься в процессе создания своей новой работы - ты счастлив, что ты случаешься.
Ты занимаешься делом, где ты растворяешься, где ты обо всем забываешь. В тот момент, когда начинает существовать только процесс - ты уже забыл себя. Это самое приятное, это лучшее что может быть. Думаю, это острое ощущение, сравнимое с счастьем. Ты чувствуешь, что ты свершаешься в этот момент.
Сейчас для меня это, когда я рисую.